Забытые герои Кузнецкстроя

Проект «Забытые герои Кузнецкстроя» направлен на сохранение культурно-исторического наследия города Новокузнецка, восполнение пробелов в изучении Кузнецкстроя в рамках истории города , содействие патриотическому воспитанию молодежи и укреплению локальной идентичности горожан. Проект поддержан Президентским Фондом культурных инициатив.

»

«…Когда такие люди в стране в советской есть» 

История нашего города — героическая в самом прямом и непререкаемом смысле этого слова. Он не вырастал годами, десятилетиями, а то и веками, на месте удобном для жилья, с проверенными временем условиями и предпосылками. Он был воздвигнут там, где рациональнее всего было построить металлургический гигант, остро необходимый для развития первой в мире страны социализма.

Как показали самые ближайшие исторические события, он стал одним из главных форпостов в защите от жестокого и мощного врага. Известно, что в годы Великой Отечественной войны из кузнецкой снарядной стали предприятиями оборонной промышленности страны изготовили 100 миллионов снарядов, из специальной стали — 50 тысяч тяжёлых танков, из авиационной — 45 тысяч боевых самолётов. Это каждый второй танк, каждый третий самолёт и каждый четвёртый снаряд.
В начале строительства металлургического комбината большой город с ним рядом и не предполагался, а построен должен был быть лишь рабочий посёлок на возвышенном и сухом месте за комбинатом, на Старцевой горе (будущая Верхняя колония), не так уж далеко от достаточно старого и известного городка Кузнецка. Но жизнь продиктовала своё, и, как когда-то Петербург, воспетый Пушкиным, «…из тьмы лесов, из топи блат вознёсся пышно, горделиво».
«Пышно и горделиво» — это не о нашем городе, зато у него своя биография и свой певец. И условия, при которых город создавался, при всей своей жёсткости, названы точно и верно.
«По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат,
Под старою телегою рабочие лежат…»;
«Темно свинцовоночие, и дождик толст, как жгут…»;
«…подмокший хлеб жуют…».
Но свято верят и строители, и поэт:
«Здесь взрывы закудахтают в разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтные стоугольный гигант…»;
«…Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь!»
«Здесь будет город-сад!»
В самом деле: «В 1931 году в бараках деревянных проживало 27,5 тысячи человек, 4 тысячи жили в палатках и шатрах, 8 тысяч — в землянках».
Так что «под старою телегою» — вовсе не метафора.
Написано о нашем городе недопустимо мало. Из книг художественных — роман Ильи Григорьевича Эренбурга «День второй», в своё время с большим трудом опубликованный.
Нашим земляком Анатолием Ябровым в 1976 году был написан роман «Паду к ногам твоим» (опубликован только через семь лет, в 1983 году) — книга не о трудовом героизме, но совершенно замечательная по глубине психологизма изображения главной героини, по великолепному русскому языку и, конечно, по правде и точности изображения обстоятельств, в которых строился город.
Третья книга — совершенно пронзительная повесть тоже нашего земляка Владимира Мазаева «Пережить эту зиму» (лютую зиму 1942 года) — о мальчишках-пятиклассниках, живущих в нашем городе в районе Точилина и за вокзалом и должных спасти свои семьи от замерзания. За текстом (да эпизодически и в тексте) встаёт Кузнецкий металлургический комбинат…
Документальных книг и воспоминаний о Кузнецкстрое гораздо больше. Основные из них дальше будут названы.
И вот выходит в свет книга, пока единственная в своём роде, изданная «при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив», — «Забытые герои Кузнецкстроя». Автор её — Александр Шпрингер, филолог, преподаватель русского языка и литературы, проработавший 16 лет в Новокузнецком государственном педагогическом институте (Кузбасской государственной педагогической академии), известен как журналист своими краеведческими статьями по истории Новокузнецка.
Как сам автор предсталяет жанр своей книги, это не художественное произведение и не историческое исследование, а скорее — журналистская работа. Но я должен сказать, работа чрезвычайно добросовестная и убедительная. Источники её строго документальны и личностны. Это:
1. «Кузнецкстрой: история Кузнецстроя в воспоминаниях». — г. Новосибирск, 1934 г.
2. Государственный архив Кузбасса в Новокузнецке.
3. «Десять лет города угля и металла». — Сталинск, 1939 г.
4. Бардин И.П., «Рождение завода». — г. Новосибирск, 1936 г.
5. Франкфурт С.М., «Рождение стали и человека». — М., 1935 г.
6. Хренов И.П., «От Кузнецкстроя к Кузнецкому металлургическому комбинату». — М., «Красный пролетарий», 1931 г.
7. Сафронов Д.Ф., «По дорогам ХХ века». — М., 2004 г.
8. Пирожкова А.Н., «О Бабеле и не только о нём». — М., 2013 г.
9. Фойгт Л.И., «Женщины Кузнецкстроя. Воспоминания. Документы. Фотографии». — г. Новокузнецк, 1998 г.
И, конечно, один из важнейших источников — это регулярнейший и достовернейший дневник того времени — газета «Большевистская сталь» (нынешний «Кузнецкий рабочий»).
Очевидно, что многие источники — давно уже библиографическая редкость, и работа автора книги с ними дала очень интересный результат.
Надо ещё добавить, что в 239-страничной книге едва ли не большая часть её объёма — фотографии тех лет, что окончательно делает книгу увлекательным документом трудного и героического времени.
Главный инженер стройки, будущий академик И.П. Бардин вспоминал:
«В поисках рабочих по всей стране разъезжали наши эмиссары-вербовщики. Путаница была невероятная. Вербовщики были все народ случайный, неопытный. Они сулили рабочим золотые горы, вводили их в заблуждение, забивали им головы разными невыполнимыми обещаниями… Украинцы, волжане, рязанские мужички, сибиряки — кого только нельзя было встретить на площадке! В большинстве это были крестьяне…»
Были там и раскулаченные, и бродяги, и преступники, враждебно настроенные…
Позже, по призыву партии и комсомола, стали прибывать эшелоны добровольцев. Эти хаотические массы людей нужно было принять, как-то разместить, организовать для труда, в дальнейшем чему-то научить. Чем-то накормить, наконец…
На строительство комбината приехало много иностранных специалистов по выгодным для них договорам, в основном американцы и немцы. Но повседневно руководить строителями они, естественно, не могли. Это делали наши энтузиасты, подвижники, люди долга. Те самые «забытые» ныне «герои Кузнецкстроя», о которых и написана книга. Именами руководителей ранга Бардина, Франкфурта, Хитарова названы улицы и проспекты города, а вклад этих людей в строительство комбината и города был никак не меньше, просто не того масштаба. Не все они названы в книге, но и за это спасибо. Стилевая тональность книги — в высшей степени уважительная, объективная, добрая. Автор не впадает в бытовую мелочёвку, в субъективизм оценок, он просто, выражаясь словами Маяковского, «пьёт из реки по имени — «Факт».
В книге их девять человек, девять судеб героических и трагических. Время было такое, суровое и беспощадное, время созидания через труд и смерть.
Первый из них — Иулиан (Ян) Петрович Хренов. Тот самый Хренов, который рассказал Маяковскому о строительстве в сибирской тайге гиганта металлургии и города-сада, и, видимо, так рассказал, что вызвал у поэта желание сказать об этом бессмертным поэтическим словом.
1901 года рождения, краснофлотец, комиссар, окончил Петроградское военно-морское инженерное училище и затем Московский инженерно-экономический институт.
На Кузнецкстрое побывал летом и в начале осени 1929 года.
Работал на руководящих должностях в Наркомате тяжёлого машиностроения.
7 октября 1936 года был арестован и приговорён к пяти годам лагерей в Магадане. После освобождения в декабре 1943 года остался на поселении. В марте 1946 года становится начальником прииска «Туманный». Умер в сентябре того же года в возрасте 45 лет.
Следующая легендарная личность — первый парторг Кузнецкстроя Андрей Степанович Кулаков.
1899 года рождения, из крестьянской семьи Тульской губернии, один из четырёх сыновей, пятой была дочь. Образование «начальное» — четырёхклассная приходская школа. Остальные «университеты» будут из жизни.
Участник штурма Зимнего дворца. Добровольцем ушёл воевать против Колчака, дошёл с Красной Армией до Байкала. В партию вступил в 1919 году. По окончании Гражданской войны остался в Сибири.
С начала 1923 года работает в Прокопьевском Союзе горняков, затем в Киселёвске председателем шахтёрского комитета. В 1929 году назначен парторгом Кузнецкстроя, где и стал создателем первой партийной ячейки. Работа оказалась невероятно сложной в тех условиях, когда коммунисты имели только повышенные обязанности и никаких поблажек. К тому же коммунистическую организацию ему пришлось создавать из нескольких человек и довести до 376 членов ВКП(б). Очень значим тот факт, что именно Андрей Кулаков станет первым делегатом от Кузнецкстроя на проходивший в Москве в 1930 году XVI съезд ВКП(б).
По каким-то причинам он не сработается с начальником стройки С.М. Франкфуртом и продолжит в дальнейшем работу в различных парторганизациях Сибири, в Западно-Сибирском крайкоме ВКП(б), во время войны в комбинате «Кузбассуголь».
Умер в Новосибирске в 1958 году.
Совершенно удивительна и личность, и судьба ещё одной героини Кузнецкстроя — Антонины Николаевны Пирожковой.

Антонина Николаевна Пирожкова, выдающийся инженер,

вдова писателя Исаака Бабеля

Родилась в 1909 году в селе Красный Яр Томского уезда. Мать умерла совсем рано, а отец — в 1923 году, когда ей было 14 лет, и ещё трое братьев были моложе её.
Антонина с детства тянулась к знаниям, и, окончив школу, в 1926 году поступает в Сибирский технологический институт. Со 2го курса, сдав экзамены экстерном за 3-й, учится на 4-м. На 5-м устраивается подрабатывать младшим инженером в Тельбесбюро, начавшее проектировать Кузнецкстрой. На стройке понадобились консультации к её чертежам. Поехала туда и оказалась в одном вагоне с главным металлургом Иваном Павловичем Бардиным.
Проектировала здание будущего заводоуправления и другие узлы стройки, удивляя инженеров, прорабов, опытных строителей знаниями, смекалкой, упорством. А было ей всего 21 год.
Институтские профессора рекомендовали её в Новосибирский НИИ. Но и Казарновский, и Франкфурт уговаривали остаться на стройке, дело дошло до запрета продавать ей билет на поезд. Друзья-журналисты посоветовали выдвинуть перед начальником стройки Франкфуртом невероятные условия обустройства и зарплаты: отдельную комнату в новом доме и зарплату в 365 рублей, как у старшего инженера. Франкфурт согласился.
Она не просто безупречно проектировала, но ещё и вела занятия с прорабами, бригадирами, инженерами. Тогда же и получила прозвище Принцесса Турандот.
Общаясь с друзьями, впервые прочитала рассказы Исаака Бабеля и имя это запомнила. В 1931 году на стройку приехал начальник «Востокстали» и предложил ей работу в Гипромезе в Москве. В 1934 году она переходит в «Метрострой» и скоро становится там главным конструктором. Знакомится с Бабелем, выходит за него замуж. Родится дочь. (1932-й — встреча с Бабелем, 1937-й — рождение дочери). О расстреле мужа в 1940 году долго не знала: говорили, что отбывает срок в Сибири…
Напишет книгу о Бабеле и о своей жизни. Станут называть «последней великой вдовой». В 1996 году в возрасте 86 лет уедет в США к дочери и внуку, где и умрёт.
Не менее интересна и ещё более удивительна судьба кузнецкстроевца Дмитрия Фёдоровича Сафонова. Тоже 1909 года рождения, тоже из крестьянской семьи, только с Кубани, из станицы Ольгинской. В семье было семеро детей, выжили четверо: старшая дочь и трое братьев, один из них — Дмитрий. Мать умерла в 1918м. Отец, вернувшийся с Первой мировой, пережил её ненамного.
Дмитрий в 1923 году окончил семилетку и в 14 лет уехал в Ленинград, устроился на завод «Электросила», там же вступил в комсомол. Окончил рабфак при Ленинградском технологическом институте. В 1928-м по комсомольской путёвке уезжает на Дальний Восток, в 1930-м вступает в партию. В 1932 году молодой коммунист едет на Кузнецкстрой.
Мартен, прокатка, весь облик днём и ночью работающего комбината, строящийся город поразили его воображение как реальное воплощение социализма. В мае 1934 года вновь назначенный директор комбината К.И. Бутенко привлёк Дмитрия Сафонова в отдел сбыта готовой продукции, где были свои трудности. За новое дело он взялся со всем жаром души и, добившись определённого успеха, скоро убедился в необходимости получения высшего образования.
Во время отпуска он едет в Москву, сдаёт вступительные экзамены и поступает в механико-машиностроительный институт имени Баумана. Учится очень успешно, диплом защищает буквально 22 июня 1941 года. Работает на артиллерийском заводе, затем в Наркомате вооружения. После Победы едет в составе особой бригады в Германию определять вывоз того, что нужно для советской промышленности.
Его переводят в Наркомат иностранных дел, и начинается успешная дипломатическая карьера, которая закончится должностью чрезвычайного и полномочного посла СССР в Либерии.
Написал две книги: «По дорогам ХХ века» (2002 г.), «Из далёкого прошлого» (2011 г.). Прожил 105 лет. Умер в 2015 году.

Дмитрий Фёдорович Сафонов (12.10.1909 г. — 3.01.2015 г.)

Очень типична для того жестокого и необычайного времени судьба Сергея Михайловича Дзензеля, одного из первых комсомольских лидеров Кузнецкстроя.
Родился в 1908 году в Кишинёве. Отец был скрипачом в театре и умер прямо во время спектакля. Вскоре умерла мать. 8летний Сергей стал работать в кузнице, раздувал горн. Потом стал бродяжить.
Бессарабию заняли румыны, и в 1927 году 19-летнего Сергея призвали в румынскую армию. Отпросившись в отпуск, переплыл Днестр и был принят советскими пограничниками. Из предложенных городов для постоянного проживания выбрал далёкий сибирский Томск. Там работал грузчиком, завербовался и в феврале 1929 года приехал на Кузнецкстрой.
Работал на каменоломне, возил тачку. Вступил в комсомол, стал одним из 135 комсомольцев на стройке. Организовал первую комсомольско-молодёжную бригаду из 36 человек. Сначала ударно работали на каменном карьере, а когда окреп трудовой авторитет бригады и бригадира, попросили у начальника стройки «свой» цех для сооружения. Таким стал литейный цех. У Сергея Дзензеля проявился большой организаторский талант, сооружение литейного цеха было закончено досрочно в августе 1931 года.
Многие строители, в том числе и бригадир ударной бригады, связали свою жизнь с литейным цехом. Сначала Сергей был заместителем начальника цеха по общим работам, потом начальником цеха. Вступил в партию, женился, в 1934 году родилась дочь.
В 1937 году, на волне репрессий в стране, обвинили как румынского перебежчика, шпиона, был приговорён и расстрелян. В 1958 году полностью реабилитирован посмертно.
Ещё одна женщина вписала своё имя в число героев Кузнецкстроя — первая женщина за Уралом, награждённая орденом Ленина, — Татьяна Аверьяновна Палаткина.
Родилась в 1895 году в одной из деревень Томской губернии в многодетной крестьянской семье. Работать по чужим людям начала с восьми лет. Замуж вышла рано, в 16 лет, в зажиточную семью, которой очень не понравилась невестка из бедняков. Когда мужа взяли на фронт в Первую мировую, сразу ушла из семьи. Перебралась в Томск.
После революции работала в мастерской, в Гражданскую помогала партизанам, была схвачена колчаковцами. Спасло наступление Красной Армии.
Образования не получила, до 35 лет работала уборщицей, прачкой, посудомойкой. В 1930 году приехала на Кузнецкстрой. Обучалась на рабочих курсах, в 1931 году вошла в коллектив шамотно-динасового цеха, изготовлявшего огнеупорные кирпичи. Скоро стала одной из передовых работниц. Овладев специальностью, взяла на себя руководство электрохозяйством одного из отделений цеха и добилась его безаварийной и бесперебойной работы, что было очень трудно.
Вступила в партию, избрали парторгом цеха, в котором, кроме мужчин, трудилось 316 женщин. В 1934 году цех впервые со дня существования выдал 1000 тонн огнеупорного кирпича. В том же году Палаткину выдвинули в члены Западно-Сибирского крайкома ВКП(б). Произошло награждение орденом Ленина. Стала делегатом VIII Чрезвычайного съезда Советов, утвердившего Конституцию СССР, и в 1937 году делегатом XVII съезда Советов.
Скончалась 1 апреля 1942 года в возрасте 46 лет.
Не часто вспоминают, мягко говоря, и мастера, затем старшего мастера по монтажу доменных печей комбината Михаила Никитовича Роганова.
Родился в 1905 году в семье рабочего, с 10 лет работал вместе с отцом нагревальщиком на строительстве железнодорожных мостов. После смерти отца продолжал работать монтажником. Участвовал в строительстве Сталинградского танкового завода.
В 1930 году по комсомольской путёвке приехал на Кузнецкстрой. Под его началом находились восемь комсомольско-молодёжных бригад. В партию вступил в 1931 году. Трудился в очень тяжёлых условиях, особенно зимой, на высоте 30 — 40 метров на ледяном ветру. Работали сверхурочно, так как доменные печи нужны были остро и срочно.
Первая домна дала чугун 3 апреля 1932 года, вторая — 17 июля того же года, третья — 19 января 1933 года, четвёртая — 22 декабря 1934 года.
При монтаже рудного крана весом в 640 тонн, абсолютно необходимого для работы двух пущенных доменных печей, кран привезли из Гемании в разобранном виде, без чертежей, а немецкие специалисты по монтажу крана ехать не спешили. Роганов взялся кран смонтировать. Когда больше половины рудного крана было смонтировано, приехали немцы и потребовали кран разобрать, монтировать снова. Роганов отказался и настоял на проверке сделанного. Ни одной ошибки зарубежные специалисты не нашли.
Рационализаторских предложений и изобретений Роганов предложил и внедрил около ста. Финансовый успех их был огромен. В 1934 году награждён орденом Ленина. В 1936 году был направлен на учёбу во Всесоюзную промышленную академию. Успешно её окончил и вернулся на комбинат. В 1941 году ушёл на фронт добровольцем. В декабре 1942 года погиб под Сталинградом.
Следующий герой Кузнецкстроя вполне может быть памятен современным новокузнечанам (почти «потерявшим» городской трамвай), памятен как строитель первых в Сибири трамвайных путей. И не только трамвайных. Под его руководством создавалась вся дорожная структура комбината и города.
Это Евгений Фёдорович Кожевников, опытный профессионал, специалист-дорожник, командированный на Кузнецкстрой осенью 1930 года. Он же и создатель первого не только в Сибири, но и в СССР пешеходно-транспортного тоннеля, прорытого под строящимся и работающим комбинатом и соединившим две части будущего города.
1905 года рождения. В 1927 году окончил Ленинградский институт инженеров путей сообщения, строил мосты в Читинской области, железную дорогу Термез — Сталинабад, знаменитый Турксиб. В 1930 году командирован на Кузнецкстрой, где и возглавил оранизацию «Земжелдорстрой».
Главным его творением стал тоннель длиной 540 метров, шириной 10 метров, высотой — до 4-х. Условия строительства были невероятно сложными, но тоннель, открытый 7 ноября 1933 года, оказался очень надёжным и простоял без капитального ремонта 90 лет.
Ещё важнее стала задача сооружения трамвая вообще в неслыханно сложных условиях — грунтовых, погодных и организационных. Так, для выделения городу трамвайных вагонов, троллейного провода, кабеля и запасного оборудования понадобилась личная резолюция наркома Серго Орджоникидзе, побывавшего в Сталинске с рабочим визитом. К 1940 году длина трамвайных путей составила 25,8 километра, а количество перевезённых — 30,5 миллиона человек.
Я помню, что в часы пик 3-вагонный трамвай из Дальнего Куйбышева уходил битком набитый, и люди даже висели на подножках, держась за поручни. Пацаны сидели «на колбасе».
Евгений Кожевников был отозван из Сталинска и работал во множестве мест. В 1943 — 1944 годах входил в состав советской правительственной закупочной комиссии в США. В 1945-м он уже начальник Главспецстроя СССР, затем работает в Госплане, в Совете Министров. В 1954 году становится министром транспортного строительства СССР до выхода на пенсию в 1975 году.
Умер в апреле 1979 года в Москве.
Еще одна легендарная судьба сложилась только на Кузнецкстрое. Это судьба человека, которого прозвали «главным землекопом», так как первые два года главным орудием труда на будущем гиганте металлургии была лопата. Скоро всё будет: экскаваторы, бетономешалки, всевозможные механизмы. Будет и человек, который возглавит отдел механизации, — Виктор Николаевич Ушатин. На Кузнецкстрой приедет по личному приглашению И.П. Бардина.
Родился в 1895 году в г. Ельце.
После Гражданской войны трудился рабочим восстановительного отряда. В 1922 году окончил Московский институт инженеров путей сообщения и уехал на уральскую стройку. Затем — Ленинград, Закавказье, Турксиб. В 1930 году — Кузнецкстрой.
Привлёк 50 человек с Турксиба, обучал новых специалистов, принимал и пускал в ход американские экскаваторы, удивляя заокеанских специалистов. Для перевозки грунта в его распоряжении было 75 паровозов и 1000 вагонов. Велись впервые в таких масшабах и бетонные работы. До 1938 года было уложено 200 тысяч кубометров бетона, 300 километров железнодорожных путей.
За два года, с 1935-го по 1937-й, был построен Кузнецкий мост, соединивший Левый берег с Кузнецком. По тем временам было уникальное сооружение. Мост проработал до 1972 года. Но на В.Н. Ушатина поступил донос в НКВД, будто мост построен с нарушениями и скоро рухнет. Инженера почти на 20 лет (с 1938-го по 1956-й) отправляют в лагеря. Там он работает прорабом, начальником строительных работ, главным инженером.
После реабилитации вернулся в Новокузнецк, возглавлял 10-е строительное управление треста «Кузнецкпромстрой». Довелось ему строить и Запсиб.
Выйдя на пенсию, работал в общественной приёмной газеты «Кузнецкий рабочий».
Прав был Маяковский: город будет стоять и укреплять страну, «…когда такие люди в стране в советской есть». Это, конечно же, не все «забытые герои Кузнецкстроя». А сколько будет героев — металлургов, шахтёров, строителей — в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период, которые достойны быть вспомянуты и названы! Так хочется пожелать автору этой книги и участникам её издания здоровья, творческой энергии, неугасающего интереса к сохранению памяти о людях труда! Не надо забывать и тех, что не были замечены и отмечены, но положили жизни свои ради будущих поколений.
В своё время Николай Алексеевич Некрасов, говоря об открытии пути в поэме «Железная дорога», поставил вечный вопрос:
Прямо дороженька, насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты…
А по бокам-то всё косточки русские —
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?
Как хорошо бы о «косточках русских» помнить всем «ванечкам» и в Кремле, и в Кемерове, и у нас в городе.
Какой ещё город в Сибири внёс такой оборонный вклад в Победу и был награждён четырьмя важнейшими орденами страны: орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Октябрьской революции, благодарностями и грамотами Государственного Комитета Обороны?
Какой город в Кузбассе и сегодня располагает таким промышленным потенциалом? Надо ли держать курс на его превращение только в «Кузню», интеллектуально, культурно да и хозяйственно накачивая только областной центр?..
Почему городскому Совету народных(!) депутатов не озаботиться об этом всерьёз и по-настоящему? В память о тех, на чьих «косточках», мозгах и героическом труде вырос город.
Анатолий Сазыкин, житель Новокузнецка с 1936 года.