Забытые герои Кузнецкстроя

Проект «Забытые герои Кузнецкстроя» направлен на сохранение культурно-исторического наследия города Новокузнецка, восполнение пробелов в изучении Кузнецкстроя в рамках истории города , содействие патриотическому воспитанию молодежи и укреплению локальной идентичности горожан. Проект поддержан Президентским Фондом культурных инициатив.

»Уникальный тоннель 

В самом начале Кузнецкстроя не предполагалось, что город будет развиваться по обе стороны от завода. Считалось, что основным рабочим посёлком станет Верхняя колония. Однако очень быстро город стал расти, появились Нижняя колония, Соцгород и ещё несколько стихийных «микрорайонов».

И тогда понадобился путь через завод, для чего в рекордные сроки и был построен автомобильно-пешеходный тоннель, когда-то круглые сутки шумевший и гудевший, а сегодня большую часть времени простаивающий в тишине, которая добавляет особой атмосферы этому и без того необычному месту.

90 лет назад, 7 ноября 1933 года, открылся тоннель, соединивший Верхнюю и Нижнюю колонии Сталинска (Новокузнецка).

Строительство тоннеля началось в 1931 году и велось ударными темпами. Масштаб его впечатляет: даже сегодня он является крупнейшим автомобильно-пешеходным тоннелем в Кузбассе. Его протяжённость составляет 540 метров, ширина – 10 метров, высота – 7,2 метра. Во время строительства было вынуто 180 тыс. кубометров земли, уложено 13 тыс. кубометров бетона, засыпано 6 тыс. кубов гравия и 62 тыс. кубов грунта, установлено 614 железобетонных столбов-опор (по 307 с каждой стороны), поддерживающих перекрытие.

При рытье нижней части тоннеля выяснилось, что грунт здесь слабый и не выдержит предполагаемой нагрузки. Пришлось дополнительно вбивать 800 свай.

В тоннеле была смонтирована мощная вентиляция, надстройки-купола которой можно и сегодня видеть сверху, хотя работают они уже не все. Также из тоннеля вели три оборудованных светофорами выезда-проходных на территорию КМК, часть из них в настоящее время перекрыта.

На строительство тоннеля были выделены фантастические по тем временам средства – 6 млн рублей! Механизация при строительстве конечно была, но большинство работ проводилось вручную и в очень тяжёлых условиях.

О том, насколько здесь было тяжело работать, в тоннеле напоминает мемориальная доска напротив 2-й проходной, установленная на месте предполагаемой могилы прораба Александра Михайловича Заева, который в декабре 1932 года заболел пневмонией и, почувствовав, что умирает, завещал похоронить себя прямо на своём рабочем участке, в стене тоннеля, «чтобы избежать разрыва со стройкой... чтобы не уйти бесследно в пустоту».

Гроб с телом прораба опустили краном в специальный бетонный склеп, приготовленный рабочими. В момент прощания к лацкану пиджака, в который был одет покойный, прикрепили значок «Ударник Кузнецкстроя». В руки усопшего была вложена грамота «Ударнику Кузнецкстроя».

В 1957 году, в день 25-летия комбината, группа ветеранов-кузнецкстроевцев подала ходатайство об установлении мемориальной доски. Сама доска была установлена в тоннеле в начале апреля 1962 года. Видимо, из-за того, что табличку делали сильно позже самого события, в текст вкралась ошибка со временем похорон. Указан июль 1933 года, хотя известно, что заболел и умер Александр Заев зимой 1932-го.

Традиционно для советского времени открыли тоннель к празднику – Дню Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября 1933 года. В этот день из тоннеля на площадь Побед вышла праздничная демонстрация, ознаменовавшая пуск в строй уникального объекта.

Органичным продолжением тоннеля стала улица, соединяющая тоннель с Верхней колонией, которая долгое время так и называлась – Тоннельная.

Первоначально, кстати, именно этот вход в тоннель (со стороны Верхней колонии) был парадным и выглядел более красочно и монументально, чем вход на площади Побед. По обе стороны от дороги можно наблюдать мощные ступенчатые парапеты из блоков естественного камня, обработанные под скалу. Около парапетов стоят два огромных цельных блока небольшой высоты – это пьедесталы для так и не изготовленных скульптур.

Лишь в 1944 году со стороны площади Побед известным архитектором Николаем Александровичем Бровкиным был оформлен портал тоннеля, включающий боковое (в виде колонн) и верхнее (где впоследствии были помещены четыре ордена комбината) оформление.

В период активной работы завода, тоннель поверху пересекало 25 железнодорожных путей и две шоссейные дороги. Была идея пустить внутри трамвай между двумя колониями, но не получилось – не хватило ширины сооружения.

Тоннель не является режимным объектом, как многие ошибочно полагают. По нему и сегодня можно пройтись пешком или проехать на машине, чтобы попасть на Верхнюю колонию, когда-то бывшую элитным районом города.

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: архив Новокузнецкого краеведческого музея