Забытые герои Кузнецкстроя

Проект «Забытые герои Кузнецкстроя» направлен на сохранение культурно-исторического наследия города Новокузнецка, восполнение пробелов в изучении Кузнецкстроя в рамках истории города , содействие патриотическому воспитанию молодежи и укреплению локальной идентичности горожан. Проект поддержан Президентским Фондом культурных инициатив.

»

Первый в Сибири

У Новокузнецка есть немало поводов для гордости – за всю его историю, здесь многое делалось впервые если не в масштабах страны, то в масштабах Сибири – точно.

 

 

Парень улицей идёт,
Парню 90 лет,
Тот же свет над головой,
То же небо и рассвет.

Что ему стена невзгод
И колючие дожди,
Парень улицей идёт,
Всё у парня впереди.

                           («Пикник»)


На особом месте всегда стоит тот факт, что первый трамвай на бескрайних просторах Сибири был пущен именно у нас, в Новокузнецке, несмотря на то, что есть за Уралом города гораздо старше и крупнее.

90 лет назад, 30 ноября 1933 года, в пять часов вечера от остановки «Площадь Побед» отправился в путь первый новокузнецкий трамвай.

Вот как вспоминал о появлении трамвая в городе С.М. Франкфурт: «Город продолжал разрастаться. Дома строили в различных районах. Центр – это завод. С ним были связаны не только рабочие эксплуатационники и строители основных цехов, но и подсобные предприятия (окраины). Передвижение людей, особенно при отсутствии у нас дорог, становилось уже серьёзным вопросам. Хитаров – секретарь горкома – и я живали за границей. Между нами шёл «теоретический спор», как лучше организовать городской транспорт. Хитаров был горячим поклонником трамвая, я – автобуса. Точка зрения Хитарова победила. Весной 1933 года решили строить трамвай.

Трамвай должен был соединить постоянный город и временный посёлок вплоть до реки Томи с заводом и вокзалом.  В четыре месяца построили несколько линий трамвая и обслуживающие помещения. Строители трамвайных путей работали форсированным темпом. Строительству очень помогли многочисленные рабочие субботники».

Общеизвестно, что в появлении трамвая в Сталинске (Новокузнецке) немаловажную роль сыграл знаменитый нарком Серго Орджоникидзе, который ускорил доставку в Новокузнецк из Мытищ восьми моторных вагонов серии Х и десяти прицепных вагонов серии М, а также необходимого кабельного оборудования, благодаря чему всё прошло быстрее, чем могло быть.

Единственный на момент пуска маршрут связывал ДОЗ с вокзалом через площадь Побед. Также была ветка, уходящая примерно от сада Металлургов по Воровского за нынешний проспект Курако в депо.

От начала строительства до первого трамвайного звонка прошло четыре месяца. По данным Новокузнецкого краеведческого музея, за это время было вынуто около 20 тысяч кубометров земли, проложено 7,2 километра трамвайных путей, уложено 9 тыс. шпал, установлено более 300 опор и подвешено 7,5 километра проводов. Кроме того, построены временный 40-метровый деревянный мост через Абу (через год его сменит «горбатый» мост – предшественник нынешнего), трамвайное депо и здание подстанции. Стоимость строительства первой очереди составила около двух миллионов рублей.

Вот что писала о пуске трамвая городская газета «Большевистская сталь»: «Первый от Владивостока до Урала трамвайный звонок прозвенел на площади Побед. Товарищи Франкфурт, Хитаров, Лотиков приветствовали первый сталинский трамвай. Они сказали о том щедром вкладе в социалистическую культуру города Сталинска, который строители Кузнецкстроя преподнесли сами себе. Не надо было больше слов. Это хорошо понимали все. Новенькие, как будто ещё пахнувшие краской, вагоны вытянулись вдоль Радиальной улицы. Это было крепче слов, крепче непогоды, которая не смогла стереть с лиц людей радостную улыбку. Ударники, садитесь!  Вагон тронулся. В это время начальник трамвайного бюро осторожно вёл сквозь темноту трамвай, первые пассажиры огласили вагон весёлыми песнями. Вдоль всего пути от Лесозавода до Соцгорода толпы людей приветствовали трамвай».

Останавливаться на достигнутом не стали, и вскоре трамвай стал, пожалуй, самым популярным и востребованным видом общественного транспорта в молодом городе. Уже в 1934 году протяжённость путей составила 19,3 км (трамвай пошёл в дальнее Куйбышево и через Левый берег до Водной станции), а накануне войны, в 1940 году, трамвайная сеть увеличилась уже до 25,8 километров, в том числе в 1938 году связав с центром Кузнецк. Количество вагонов с 36 в 1934 году выросло до 48 в 1940-м, а число перевезённых в год пассажиров за это же время увеличилось с 12,9 миллиона до 30,5.

В 1939 году трамвайный цех, входивший до этого в состав КМК, был передан в ведение Горсовета и стал городским коммунальным предприятием, продолжая активно развиваться: строились новые линии, на которые выходили новые трамваи.

27 ноября 1969 года было открыто трамвайное движение по Заводскому району к Западно-Сибирскому металлургическому заводу. Планировалось связать трамвайными путями Запсиб с Центром, но в итоге Новокузнецк остался городом с двумя независимыми трамвайными системами – довольно редкий случай.

Существовал также план провести трамвайные пути из Заводского района в будущий Новоильинский, но и им не суждено было сбыться.

Начиная с 1990-х годов новых трамвайных линий уже не строили, а многие из старых убрали – в том числе с проспектов Курако и Металлургов.

Однако и сегодня трамвай всё ещё остаётся важным и востребованным видим общественного транспорта. В Новокузнецке сегодня действует шесть маршрутов, на которые выходят 98 вагонов. В последние годы старые трамваи активно заменяются новыми – более современными и комфортными.

В 2023 году на привокзальной площади было построено разворотное трамвайное кольцо, что позволило вернуть трамвай на вокзал, до которого были продлены маршруты 5, 6, 8 от остановки «Транспортная», что сделало вокзал более доступным для новокузнечан и гостей города.

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: архив Новокузнецкого краеведческого музея